Третий класс является переломным в жизни младшего школьника Многие
учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают
действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к
познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые
происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период.
Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим
классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на
этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование
мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление,
то есть мышление, оперирующее понятиями. Известный детский психолог Д.
Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников:
«Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими
психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью,
мышлением.
Эти
изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть
активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с
родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать
существенную помощь в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
Развитие внимания.
Хорошо развитые свойства внимания, и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем
школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие
показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что
различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность
обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой
ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского
языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с
устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства
внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным
предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются
развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем
внимания (но даже он резко – в 2 раза увеличивается на протяжении
младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как
распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка
тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений,
направленных на развитие внимания разнообразные варианты: корректурные
задания, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
Развитие памяти.
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников –
многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако
при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя
оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать
потребность в качественно иных способах работы.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов
в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на
понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не
одной памятью».
В
качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:
выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические
приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства
запоминания.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так
же быстро забывают выученное. Обычно на второй–третий день они уже
плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя.
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание
учебного материала. Этих детей надо терпеливо учить приемам
рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с
переутомлением, поэтому необходим специальный режим, разумная дозировка
учебных занятий.
Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.
Развитие мышления.
Для
того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры
для запоминания, само это действие должно быть первоначально
сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для
запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией
как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их
мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению
элементам логического мышления: выделению различных признаков
предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации,
умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать
их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп
мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует
забывать и о качественном своеобразии мышления в младшем школьном
возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления,
большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а
к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного
мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием
образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как
правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих
полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с
книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по
принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения.
Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить
препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае
следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.
Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для
закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для
этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка
чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для
улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное
состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый
ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку
взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно
хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями.
Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого
интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или
компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не
складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие
здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом
имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть
ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой?
Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли
родители за книжными новинками, в том числе и в области детской
литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Советы родителям
Если
родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением
ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.
Уильямса. Вот некоторые из них.
· Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.)
· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
· Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
· В доме должна быть детская библиотечка.
·
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать
об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
· Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.
· Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
· Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
·
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже
гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что
им нравится.
·
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть. |