Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка.
Хотите
вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы американского
педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где
имеются одаренные дети.
Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во
многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во
взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю
школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на
сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Сформированность учебных умений и навыков.
К
четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный
стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо
прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.
Так,
например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим
требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко
включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один
ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов,
другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал
с опорой на графические изображения и рисунки, схемы и т. п.), и есть
дети, предпочитающие словесное объяснение.
Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник
приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые
знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно отметить следующие:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение
сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное,
отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и
вывод.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной
нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения
окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество
новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации
испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в
начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно
работать с учебным материалом может стать причиной снижения
успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо
учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять
план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и
т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном
материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной
книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Индивидуальные особенности и склонности детей.
К
четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация
учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам:
одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных
детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и,
на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он
непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала
того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на
более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не
следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы.
За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые
позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести
уверенность в себе.
Хотите вырастить одаренного ребенка?
В
помощь вам – советы американского педагога и психолога Девида Льюиса,
обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.
·
Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
·
У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может
демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате
или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не
закончена.
· Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
· Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
· Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
· Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
· Я стараюсь показать ребенку интересные места. · Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
· Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
· Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
· Я никогда не наказываю ребенка унижением.
· Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
· Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
· Я приучаю ребенка к чтению с детства.
· Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
· Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
· Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
· Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.
· Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
· Я позволяю играть ребенку со всяким хламом. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
· Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
· Я помогаю ребенку быть личностью.
· Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
· Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею».
·
Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему. Если вы согласны с 20 %
этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным. Если
советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 %
у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы. Если вы
выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе. |