Американский ученый
Льюис изучал психологический климат в
семьях, где росли одаренные дети. Он заметил, что при
всем разнообразии этих семей есть многое, что их объединяет, и, прежде всего
это — стиль родительского взаимодействия
с ребенком.
По результатам своего исследования он выявил ряд специфических особенностей
родительского поведения, гарантирующего успешное развитие интеллектуально-творческих способностей.
Предложенный список,
включающий 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько стиль
взаимодействия родителей с ребенком соответствует практическим находкам
наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей
Я отвечаю на все вопросы и
высказывания ребенка.
Серьезные вопросы и
высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
Я поставил стенд, на котором
ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю ребенка за
беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
Я предоставил ребенку комнату
(или часть комнаты) исключительно для его занятий.
Я показываю ребенку, что он
любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
Я поручаю ребенку посильные
заботы.
Я помогаю ребенку строить его
собственные планы и принимать решения.
Я беру ребенка в поездки по
интересным местам.
Я помогаю ребенку улучшить
результат его работы.
Я помогаю ребенку нормально
общаться c детьми из разных социальных и культурных слоев.
Я устанавливаю разумный
поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
Я никогда не говорю ребенку,
что он лучше или хуже других детей.
Я никогда не наказываю
ребенка унижением.
Я снабжаю ребенка книгами и
материалами для его любимых занятий.
Я приучаю ребенка мыслить
самостоятельно.
Я регулярно читаю ребенку.
Я приучаю ребенка к чтению с
малых лет.
Я побуждаю ребенка
придумывать истории, фантазировать.
Я внимательно отношусь к
индивидуальным потребностям ребенка.
Я нахожу время каждый день,
чтобы побыть с ребенком наедине.
Я поощряю участие ребенка в
планировании семейных дел и путешествий.
Я никогда не дразню ребенка
за ошибки.
Я хвалю ребенка за выученные
стихи, рассказы, песни.
Я учу ребенка свободно
общаться со взрослыми любого возраста.
Я побуждаю ребенка находить
проблемы и решать их.
Я не хвалю ребенка
беспредметно и неискренне.
Я честен в оценке своих
чувств к ребенку.
Не существует тем, которые я
исключаю
для общения с ребенком.
Я даю ребенку возможность
действительно принимать решения.
Я развиваю в ребенке
позитивное восприятие его способностей.
Я верю в здравый смысл
ребенка и доверяю ему всегда.