Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.
Помощь родителей в организации учебного труда детей
идёт в трёх направлениях:
1.Родители организуют режим дня школьника.
2.Проверяют и помогают выполнять домашнее задание.
3.Приучают детей к самостоятельности.
Начнём с режима дня. Соблюдение режима дня помогает ребёнку
справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает
его нервную систему от переутомления. Основной причиной неуспевания в начальных
классах, пробелов в знаниях детей является слабое здоровье школьников.
При планировании учебной работы школьника, его обязанностей по
дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть
отведено время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в
чём-то, когда эта помощь необходима, независимо от привычного распорядка дня.
Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается
ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как
его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят
полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают
погулять с младшим братом. В зависимости от типа нервной системы ребёнка –
такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным
типом нервной системы справляются с задачей переключения с одного дела на
другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в
силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного
дела на другое. Чтобы бросить одно задание, на которое он настроился, и
приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее
желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате
появляется обида, недовольство, чувство огорчения, в старшем возрасте –
конфликты.
Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностями переключения, проявляется
в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение,
ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну
что-нибудь интересное, так обязательно другое заставляете делать».
Родители должны дать ребёнку
время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу.
Например, дочка читает книгу, а её нужно послать в магазин. Мать говорит:
«Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. Вот я тебе
здесь положила деньги». Или сыну: «Заканчивай делать уроки, через 10 минут
будем накрывать на стол». Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного
дела на другое (если это стало системой в семье) вредно и тем, что ребёнок
вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то
у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дело до конца. Все
эти факторы важно учитывать вам, родителям детей младшего возраста, в котором
начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным
поручениям, к труду.
Режим предусматривает
обязательное пребывание детей на
воздухе, родители не должны нарушать этого требования. Главная задача
родителей – помочь ребёнку младшего школьного возраста в организации его
времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо
работать на уроке.
Родители должны контролировать выполнение
домашних заданий школьниками. Прежде всего, нужно проверить сам
факт выполнения задания, а затем и просмотреть правильность его выполнения.
Заметив ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен
приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример»
или «В этом примере ты сделал ошибку, найди её». И только в крайнем случае
прямо показать, где допущена ошибка.
Нередко родители, помимо заданий
учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по их мнению)
учебными заданиями. У таких родителей ребёнок выполняет задания сначала на
черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом
два столбика примеров, родители заставляют ребёнка выполнить четыре – лучше
будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок
переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он
теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным
трудом. Если родители дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество
и содержание их должно быть обязательно согласовано с ним.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление
поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызывается неумением
переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня
требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал
готовить уроки.
Долго сидеть за приготовлением
уроков – это ещё не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за
уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется
неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В
этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт
рассказывать о том, что было сегодня в классе и т.д., опять вернётся к письму,
опять отвлечётся. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.
Чтобы приучить ребёнка к
усидчивости, родители ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится
распределять свои занятия по времени.
Не все дети одинаково
развиваются, отдельные дети. Даже в первом классе слабо усваивают учебный
материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со
временем. Однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят
с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают
кричать на сына или дочь, называть его «тупицей». В результате дело идёт ещё
хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих
неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной
помощи ребёнку в учении.
Главная задача родителей – проконтролировать, когда
ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос,
но не давать
готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность! |