С 1 сентября 2011 года все образовательные
учреждения России (1-е классы) переходят на новый Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
(ФГОС НОО).
В нашей гимназии на сегодня изданы приказы о создании
Совета и рабочей группы по внедрению ФГОС НОО (начального общего
образования); проведен проблемный анализ кадрового и
материально-технического обеспечения.
С целью информирования
общественности на школьных родительских собраниях, родителей будущих
первоклассников проводится разъяснительная работа.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные
стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с
требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой
«совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ начального общего образования (ООП НОО)
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С
официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта
можно познакомиться на сайте:
Минобрнауки России:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html .
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
-
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
-
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
-
Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью
развитие личности учащегося. Система образования отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под
УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности»,
«надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная
программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных
предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной
программы начального общего образования задает деятельностный подход в
образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом
формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка младших школьников в информационных и
коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно
применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых
инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее
естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование
ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт
устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными
понятиями.
предметным, включающим освоенный
обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для
данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные
результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны
предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что
является группой обязательных требований, и «выпускник получит
возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не
может служить препятствием для перевода его на следующую ступень
образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее
познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы
учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения
является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает
осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно
использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его
возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны
понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс
наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира
предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и
опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового
микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение
искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с
традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма,
мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко
использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном
Интернете.
в современной школе широко применяется проектный метод.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации
проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых,
дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе,
о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к
обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает
активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета,
на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет
работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке
окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом
этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий
картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде
(ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать
возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через
ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и
Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во
внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты
обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт
предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и
внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во
внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий
(начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми,
требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том
числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и
письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том
числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время,
отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую
нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности
определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями
обучающихся.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе – 35 минут (при невозможности
организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза
урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 учебные недели;
во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение
учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий
объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется
учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную
деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.