Сайт Мирзаханян И. Р. Четверг, 28.03.2024, 22:51
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [44]
Статьи новости [3]
Архив записей
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 405
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации по разработке учебного плана начальной школы на 2011–2012 уч. год

Рекомендации по разработке учебного плана начальной школы на 2011–2012 уч. год

В соответствии с п. 2.6 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. не ранее 25.06.2002 г.) "к компетенции образовательного учреждения относятся… разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов".

В настоящее время большинство начальных школ (начальных классов) работают по Базисному учебному плану 2004 г. Однако массовый переход с сентября 2011 г. на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС) ставит образовательные учреждения перед необходимостью разработки новых учебных планов.

При разработке такого учебного плана следует опираться на следующие документы:

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241).

Остановимся на тех положениях данных документов, которые необходимо учесть при разработке учебного плана.

Требования СанПиН

Статья X СанПиН "Гигиенические требования к режиму образовательного процесса" определяет, что:

"10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей:

Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки

Классы
Максимально допустимая учебная нагрузка в академических часах
При 6-дневной неделе, не более
При 5-дневной неделе, не более
1
21
2–4
26
23
5
32
29
6
33
30
7
35
32
8–9
36
33
10–11
37
34
 
 

10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену…

10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается".

Итак, СанПиН, который в обязательном порядке вводится в действие с 1 сентября 2011 г., устанавливает 3 ч физкультуры для всех классов, запрещает (как и в настоящее время) 6-дневную учебную неделю в 1-м классе, определяет максимально допустимое количество часов учебной нагрузки.

Требования ФГОС

Кроме того, при разработке учебного плана необходимо учитывать следующее требование ФГОС: "Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования". Таким образом, из 21 ч максимально допустимой нагрузки для 1-го класса 4 ч относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, т. е. школой. Соответственно для 2–4-х классов это будет 5 учебных часов.

Главное изменение в стандарте (см. приказ № 1241), которое необходимо учитывать при разработке учебного плана, касается внеурочной деятельности. Так, в соответствии с п. 16 новой редакции ФГОС внеурочная деятельность выводится за рамки учебного плана: "16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план   и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики".

В тексте новой редакции ФГОС нет указаний на количество часов внеурочной деятельности, на обязательность ее финансирования. Пункт 17 дополнен уточненными разрешительными нормами: "При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта".

В этой же части текста ФГОС указывается: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе начального общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • внеурочная деятельность".

В новой редакции ФГОС (п. 19.3) дается также установка на содержание вариативной части учебного плана: "В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные".

Таким образом, изменения в тексте ФГОС означают, что внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Кроме того, в новой редакции ФГОС дается четкая установка на содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, – это дополнительное время на углубленное изучение отдельных предметов, на предметы "по интересам".

Далее предлагаем примерную схему учебного плана для общеобразовательных учреждений.
 

Примерная схема учебного плана
для начальной школы, реализующей ФГОС

Предметные области
Учебные предметы
Классы
1
2
3
4
1. Обязательная часть
Количество часов
Филология
Русский язык
3*
3
3
2
Литературное чтение
2
2
2
2
Иностранный язык
2
2
2
Математика и информатика
Математика (математика и информатика)
4
3
3
3
Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России
1
Искусство
Искусство (музыка и изобразительное искусство)
1
1
1
1
Технология
Технология
2
2
2
2
Физическая культура
Физическая культура
3
3
3
3
Итого при 5-дневной неделе
17
18
18
18
Итого при 6-дневной неделе
21
21
21
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса
4
5
5
5
2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов**
 
 
 
 
2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные***
 
 
 
 
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
23
23
23
23
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
26
26
26
26
2.1 Учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов
 
 
 
 
2.2 Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные
 
 
 
 
 
 
*   Дополнительные часы на изучение того или иного обязательного предмета могут выделяться из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. – Примеч. авт.
**   В этой части учебного плана указываются дополнительные часы на изучение предметов обязательной части (математика, русский язык, литературное чтение и др.). – Примеч. авт.
***   Образовательное учреждение самостоятельно решает, каким образом разделить общее количество часов части, формируемой участниками образовательного процесса, между пунктами 2.1 и 2.2. – Примеч. авт.

О.В. Чиндилова,
канд. пед. наук, доц. каф. начального
и дошкольного образования АПК и ППРО,
заслуженный учитель РФ
 
Категория: Мои статьи | Добавил: innabadalyan (23.11.2011)
Просмотров: 3264 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Достижения сайта
Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов
Поиск
Погода
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024