Структура урока рефлексии программы «Школа 2000...»
Структура урока рефлексии по
технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...»
Основные цели
1. Формирование способностей к
коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления. 2. Повторение
и закрепление учебного материа
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности. Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого
содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на
положительном опыте прошлых уроков.
2. Актуализация знаний. 1)Организуется повторение используемых способов действий
(норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих
эталонов. 2)Проводится самостоятельная работа (в форме
индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по
готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке
учебной задачи).
Учащиеся, допустившие
ошибки, анализируют
решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы)
требуют уточнения. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах
выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4.Построение проекта выхода из
затруднений (этап,
аналогичный этапу «открытия» нового знания). Пошагово применяя эталоны,
соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют,
в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и
исправляют их на основе правильного применения эталонов.
5.Обобщение затруднений во
внешней речи (этап,
аналогичный этапу первичного закрепления). Обсуждаются типовые ошибки и
проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Каждый учащийся выбирает только
те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их,
затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым
образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
7.Включение в систему знаний и
повторение. При положительном результате
деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых
рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между
собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При
отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта
(индивидуально или вместе с консультантом).
8.Рефлексия деятельности (итог
урока). Учащиеся анализируют, где и
почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают
способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность
на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной
цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Алгоритм конструирования урока рефлексии
Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
Составление списка способов действий (норм) — понятий,
алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
Подбор заданий
самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение
зафиксированных способов действий (норм).
Проектирование способа повторения с учащимися выбранных
норм и ихфиксации,а
также способа предъявления соответствующих эталонов.
Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
Проектирование деятельности учащихся, не допустивших
ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение
в консультационную деятельность и пр.).
Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих
заданий и форм работы.
Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельнойработы с самопроверкой по эталону.