Структура урока ОНЗ «Школа 2000... (Л. Г. Петерсон)
Структура урока введения нового знания по технология деятельностного
метода программы «Школа 2000... (Л. Г. Петерсон)
Основные цели:
1. Формирование способностей к
основным видам деятельности 2. Усвоение содержания учебной
программы.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной
деятельности (организационный
момент). На данном
этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для
возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2)
выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной
деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для
построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных
операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной
деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи. На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с
используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе
выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует
коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной
ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой
цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из
затруднения («открытие»
детьми нового знания). На данном
этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка
ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового
штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и
обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в
соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение
устанавливается, что учебная задача разрешена.
5.Первичное закрепление во
внешней речи. Учащиеся в форме
коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ
действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на
применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово
сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа
состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в
дальнейшую познавательную деятельность.
7.Включение в систему знаний и
повторение. На данном этапе новое знание включается в систему
знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных
алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог
урока). На данном этапе организуется
самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень
соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели
последующей деятельности.4. Построение проекта выхода из
затруднения («открытие»
детьми нового знания). На данном
этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка
ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового
штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и
обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в
соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение
устанавливается, что учебная задача разрешена.4. Построение проекта выхода из
затруднения («открытие»
детьми нового знания). На данном
этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка
ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового
штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и
обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и знаков о в
соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение
устанавливается, что учебная задача разрешена.