Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения
1. Общие положения
1.1. Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного
учреждения (далее – заместитель директора) назначается и освобождается
от должности приказом директора.
1.2. Заместитель директора подчиняется непосредственно директору школы.
1.3. На период отпуска и
временной нетрудоспособности заместителя директора его обязанности могут
быть возложены на других заместителей директора или учителей из числа
наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих
случаях осуществляется на основании приказа директора, изданного с
соблюдением требований трудового законодательства.
1.4. Заместитель директора
должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3
лет в педагогической или руководящей должности, знать требования
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования нового поколения (далее – стандарт) и рекомендации по
его реализации в общеобразовательном учреждении, а также владеть
проектными технологиями.
1.5. Заместителю директора
подчиняются учителя начальных классов и другие педагоги, работающие на
начальной ступени образовательного учреждения.
1.6. В своей деятельности заместитель директора руководствуется:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании”;
- постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”;
- указами Президента РФ;
- решениями Правительства РФ;
- нормативными актами
субъекта РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам
образования и воспитания обучающихся;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- Уставом и правовыми актами
образовательного учреждения (в т. ч. правилами внутреннего трудового
распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей
должностной инструкцией).
2. Основные направления деятельности заместителя директора
2.1. Организация разработки и реализации образовательной программы начальной ступени общеобразовательного учреждения.
2.2. Руководство деятельностью педагогического коллектива начальной ступени образовательного учреждения.
2.3. Контроль условий, процессов и результатов образовательной деятельности на начальной ступени образовательного учреждения.
2.4. Обеспечение соблюдения
норм и правил техники безопасности в образовательном процессе на
начальной ступени образовательного учреждения.
3. Должностные обязанности заместителя директора
3.1. Организация процесса
разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы
начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с
образовательным стандартом:
- подготовка предложений по составу рабочей группы по введению стандарта;
- распределение обязанностей между членами рабочей группы с целью:
– корректировки целей начальной ступени школы;
– определения необходимых изменений в учебном плане начальной ступени школы;
– анализа и обеспечения соответствия новому стандарту:
содержания имеющихся предметных образовательных программ, используемых
образовательных технологий, имеющихся условий реализации образовательной
программы, имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов;
– формирования перечня единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы;
– оценки продолжительности разработки единичных проектов и продолжительности их реализации;
– определения необходимых связей между единичными проектами;
– согласования связей между единичными проектами;
– разработки подробного плана-графика реализации стандарта нового поколения; - координация деятельности по разработке единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы;
- участие в проектировании и
введении в действие организационного механизма управления реализацией
проекта модернизации образовательной системы начальной ступени
общеобразовательного учреждения в соответствии со стандартом,
включающего в себя:
– контроль хода разработки и реализации системы единичных проектов;
– анализ состояния работ по комплексному проекту;
– выработку решений по корректировке планов; - обеспечение подготовки и
проведение итоговой аттестации обучающихся начальных классов в
соответствии с образовательным стандартом нового поколения;
- осуществление работы с
родителями (законными представителями) по выявлению образовательных
потребностей и запросов, консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам организации учебной и внеучебной
деятельности в начальных классах.
3.2. Руководство деятельностью педагогического коллектива:
- мотивация образовательной и инновационной деятельности педагогического коллектива начальных классов;
- осуществление профилактики организационных конфликтов в образовательной и инновационной деятельности, участие в их разрешении;
- обеспечение условий, необходимых для развития педагогического мастерства учителей начальных классов.
3.3. Осуществление контроля:
- процесса разработки
проекта модернизации образовательной системы начальной ступени
общеобразовательного учреждения в соответствии с новым стандартом,
включающего в себя:
– корректировку целей начальной ступени школы;
– контроль выполнения учебного плана;
–
анализ соответствия новому стандарту: содержания имеющихся предметных
образовательных программ; используемых образовательных технологий;
имеющихся условий реализации образовательной программы; имеющихся
способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса
и оценки его результатов, определение необходимых изменений;
– формирование перечня единичных проектов по модернизации образовательной системы начальной ступени школы;
– оценку продолжительности разработки единичных проектов и продолжительности их реализации;
– определение необходимых связей между единичными проектами;
– согласование связей между единичными проектами;
– разработку подробного плана-графика реализации стандарта нового поколения; - процесса реализации
проекта модернизации образовательной системы начальной ступени
общеобразовательного учреждения в соответствии с новым стандартом:
– выявление отклонения сроков реализации работ по проекту от запланированных;
– выявление отклонения результатов реализации единичных проектов от запланированных;
– анализ результатов, процессов и условий введения стандарта;
– прогноз возможных сбоев в реализации единичных проектов;
– принятие решений, требующихся для ускорения выполнения работ по проекту; - способов реализации и условий учебной и внеучебной деятельности младших школьников на начальной ступени обучения:
– учебной нагрузки обучающихся;
– ведения учителями начальной школы классных журналов и другой установленной отчетной документации;
–
оснащения учебных кабинетов начальной ступени школы современным
оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения;
– повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов;
– пополнения библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами;
– разработки и доработки не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда на начальной ступени образовательного учреждения;
–
совместно с заместителем директора по АХР своевременного и
качественного проведения паспортизации учебных кабинетов, а также
помещений для внеучебной деятельности младших школьников;
– соблюдения в образовательном процессе начальной ступени школы норм и правил охраны труда;
– безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, наглядных пособий, школьной мебели.
3.4. Организация своевременного
изъятия учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми
перечнями (в т. ч. самодельного, установленного в учебных и других
помещениях без соответствующего акта-разрешения).
3.5. Приостановка
образовательного процесса в помещениях образовательного учреждения, если
в них создаются условия, опасные для здоровья обучающихся,
воспитанников и педагогов.
3.6. Периодическое
информирование педагогического совета и руководства образовательного
учреждения о ходе и результатах введения стандарта.
4. Права заместителя директора
4.1. Присутствовать на любых
занятиях, проводимых с учащимися начальной школы, предупредив педагога
накануне (без права входить в класс после начала занятий вне экстренной
необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия).
4.2. Давать распоряжения педагогам начальной ступени образовательного учреждения, младшему обслуживающему персоналу.
4.3. Привлекать к
дисциплинарной ответственности обучающихся начальных классов за
проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке,
установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.4. Принимать участие:
- в разработке образовательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;
- разработке проекта введения стандарта;
- разработке любых
управленческих решений, касающихся вопросов образовательной деятельности
и методической работы в начальных классах;
- ведении переговоров с
партнерами школы по образовательной и методической работе на начальной
ступени образовательного учреждения;
- аттестации педагогов и работе педагогического совета, Совета по введению ФГОС общего образования;
- подборе и расстановке педагогических кадров в начальных классах.
4.5. Вносить предложения:
- о начале, прекращении или приостановлении инновационных проектов на начальной ступени образовательного учреждения;
- поощрении, моральном и материальном стимулировании участников образовательной деятельности в начальных классах;
- по совершенствованию образовательной деятельности и методической работы.
4.6. Устанавливать от имени
школы деловые контакты с лицами и организациями, способствующими
совершенствованию образовательной деятельности на начальной ступени
образовательного учреждения.
4.7. Запрашивать для контроля и
внесения корректив рабочую документацию различных подразделений и
отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении.
4.8. Проводить приемку
работ, выполненных по заказу образовательного учреждения различными
исполнителями (как из числа его сотрудников, так и из сторонних
организаций) для начальной ступени образовательного учреждения.
4.9. Контролировать и оценивать
ход и результаты групповой и индивидуальной деятельности педагогов
начальной ступени образовательного учреждения, налагать вето на
разработки, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их
здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие
профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных
последствий.
4.10. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность заместителя директора
5.1. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил
внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей,
установленных настоящей инструкцией, в т. ч. за неиспользование прав,
предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих
решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса (за низкое
качество проекта введения стандарта; за несвоевременное представление
Совету по введению ФГОС общего образования отчетов о ходе введения
стандарта; за срыв выполнения плана-графика реализации комплексного
проекта введения стандарта и несоответствие качества полученных
результатов) заместитель директора несет дисциплинарную ответственность в
порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение
трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть
применено увольнение.
5.2. За применение, в т. ч.
однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или)
психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора
может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым
законодательством и Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании”.
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной
ответственности.
5.3. За нарушение правил
пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил
организации учебно-методического процесса заместитель директора
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством.
5.4. За причинение школе или
участникам образовательного процесса ущерба (в т. ч. морального) в связи
с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также
за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией,
заместитель директора несет материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Порядок работы заместителя директора
Заместитель директора:
6.1. Работает в режиме
ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из
40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует
свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы
утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала
планируемого периода.
6.3. Представляет директору
письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных
страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Визирует приказы директора
школы по вопросам организации образовательного процесса на начальной
ступени образовательного учреждения.
6.6. Систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с
педагогическими работниками начальной ступени образовательного
учреждения, заместителями директора, членами Совета по введению ФГОС
общего образования.
6.7. Исполняет обязанности
директора и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск,
болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с
законодательством о труде и уставом школы на основании приказа
директора.
6.8. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения. |